Двоеборье, Вольтижировка, Барьерные скачки, Стипль-чез, Кросс

Двоеборье, Вольтижировка, Барьерные скачки, Стипль-чез, Кросс

Отличается от барьерных скачек тем, что его маршрут не обязательно должен пролегать по дорожке ипподрома. Препятствия могут быть расположены внутри круга (рвы, канавы с водой) или на специально оборудованной для стипль-чеза трассе. На дистанции от 4 до 8 км располагают соответственно от 12 до 36 препятствий высотой до 1,5 м, шириной до 4, а также 5,5 и даже 7 м.

Корни стипль-чеза – в парфорсных охотах и состязаниях, так любимых ирландскими фермерами лет двести назад. Всадники гурьбой неслись напрямик через канавы, кусты, речушки, болотца к заветному финишу – к колокольням, путь к которым указывали высокие шпили, венчающие их и видные далеко окрест.
Вот почему название скачки дословно переводится – погоня до шпиля (от англ. steeple – острие, шпиль и chase – погоня, преследование).

Наиболее трудный и дорогостоящий стипль-чез – Большой Ливерпульский национальный в Англии (по первоначальному наименованию его еще называют призом “Гранд Нейшнл”). Дистанция – 7200 м, число препятствий – 32; впервые он состоялся 26 февраля 1839 года. В 1991 году разыгранная в Большом Ливерпульском стипль-чезе сумма составила 160 тыс. фунтов стерлингов, или 250 тыс.долларов. В 1990 году состоялся 100-й Большой Пардубицкий стипль-чез в Чехословакии – также один из труднейших в мире: нужно проскакать не просто 6900 метров, но и перемахнуть в этой скачке через тридцать “мертвых” препятствий, среди которых “большой таксис” (живая изгородь высотой и шириной 1,5 х 1,5 м и сразу же за ней ров шириной 5 м и глубиной до 2 м), “ирландская скамейка” – две громадные ступени, по которым надо прыгать сверху вниз, а “вспаханное поле” в дождь превращается в густую вязкую кашу.

При первом розыгрыше этого стипль-чеза до финиша из 14 участников дошли только 6, а в 1899 году – всего один. Два раза победа не присуждалась никому из-за просроченного времени (1909, 1920). Из женщин только Лата Брандисова выиграла в 1937 году Пардубицкий стипль-чез, а участвовала в нем 7 раз! Старейшим по возрасту победителем стал 60-летний В. Геймовский, бывший офицер русской армии, в Пардубицах в 1951 году. На счету всадников из нашей страны 9 побед. Три раза (1957- 1959) первым финишировал Эпиграф (Эльбфаф – Гассира). В честь него и буденновского Прибоя (Беж – Паранджа) – 75-го победителя Большого Пардубицкого стипль-чеза – на ипподромах России разыгрывают именные стипль-чезы.

Подробнее про конный кросс

Протяженность дистанции по пересеченной местности составляет примерно 6 км. На ней располагается от 24 до 36 препятствий. Они могут быть естественными либо построенными, но таким образом, чтобы их вид был максимально приближен к природным. Для их обустройства используются бревна, канавы, ветки, деревья, кусты, вода.

Все преграды на маршруте помечаются особым образом. Для этого используются 2 флага: справа от препятствия устанавливается красный, а слева — белый. На красном флаге может присутствовать черная полоска — это означает, что наездник может выбрать иной вариант маршрута, объехав данное препятствие, штрафные санкции за это налагаться не будут. Но при этом будет затрачено больше времени.

Сложность препятствий достигается не высотой (максимально допустимая — 1200 см), а их расположением, последовательностью и иными особенностями дизайна местности. Все преграды на маршруте, в отличие от трасс для конкура, не разрушаются при задевании их лошадью. Они носят название «мертвые».

Каждое препятствие имеет порядковый номер, нанесенный определенным цветом. Цвет маркировки указывает на уровень препятствия. Уровни конкурируют между собой. Все препятствия и их уровни представлены на маршрутной карте, которую всем наездникам необходимо изучить перед началом заезда, а также проверять в процессе гонки.

Местность для кросса

Конный кросс проходит на открытом воздухе, а ландшафт включает в себя как поле, так и лесистую местность. Для каждых состязаний выбирается новая местность, поэтому конное троеборье проходит всегда в разных регионах и даже в разных частях земного шара.

Как уже было сказано, природные препятствия на маршруте дополняются искусственно оборудованными, при этом максимально приближенными к естественным. Этим занимаются дизайнеры. Их задача — организовать препятствия так, чтобы менее опытная пара (лошадь + всадник) на более низких уровнях могла подготовиться к преодолению более сложных преград. Или же наоборот, усложнить взятие того или иного препятствия для более профессиональных соперников. Так, опытные проектировщики нередко устанавливают препятствие на склоне холма или же на вершине земляного вала так, что лошадь не в состоянии заранее увидеть то место, куда она совершает прыжок. С той же целью перед началом лесистой местности может размещаться забор.

Дизайн местности выполнен правильно, если препятствия включены в ландшафт так, что кажутся созданными самой природой. Кроме того, они должны располагаться так, чтобы лошадь могла бежать при допущении ошибки наездником.

Правила соревнований

Конный кросс начинается с того, что всадник верхом на лошади находятся в специальной старт-коробке. Начинается обратный отсчет времени, во время которого паре запрещается выходить на переднюю часть коробки. Затем подается сигнал о старте, и участники приходят в движение.

Первые препятствия на маршруте обычно легкие. Они позволяют лошади и всаднику обрести уверенность и набрать необходимую скорость. Их проходят галопом. Постепенно уровень препятствий увеличивается, появляются канавы, банки и т.п. Взятие их требует от пары большей техничности, особенно важной здесь становится правильная работа всадника. Пред финишные преграды, как правило, немного легче, что позволяет участникам развить необходимый темп движения перед окончанием заезда для выявления победителя.

Критериями оценки результатов выступает время преодоления дистанции, уровни взятых препятствий, а также число начисленных штрафных баллов.

Штрафы налагаются в следующих случаях:
  • Неповиновение лошади (1-ый отказ взять препятствие — 20 баллов, 2-й — 40 баллов, 3-й — дисквалификация пары). Если высота препятствия не превышает 30 см, лошади разрешается выполнять прыжок с места. Во всех других случаях остановка перед препятствием считается отказом. Также допускается шаг коня в сторону, шаг же назад расценивается как отказ от взятия преграды.
  • Преодоление преград не по порядку — снятие с дистанции.
  • Перепрыгивание забора не в том направлении, которое указано в схеме движения — дисквалификация.
  • Падение с лошади — дисквалификация. Спешивание с коня допускается в любое время на маршруте, но это не должно быть связано с взятием препятствия.
  • Превышение установленного лимита времени на прохождение дистанции — 0,4 штрафных балла за каждую дополнительную секунду. Превышение нормы в 2 раза влечет отстранение от соревнований.
  • Применение непредусмотренных правилами состязаний маневров (кружение, ходьба, остановка) — 20 штрафных баллов.
Снятие с заезда производится также в следующих ситуациях:
  • Конный кросс всадника без шлема.
  • Обгон другого участника гонки опасным способом (например, одновременное перепрыгивание забора).
  • Умышленное препятствование сопернику, идущему на обгон.
  • Неспособность остановить лошадь по сигналу судьи.
  • Преодоление препятствия таким образом, что голова и переднее плечо лошади проходят вне флагов.

Обучение лошади

Конный кросс подразумевает прохождение лошадью обязательной специальной подготовки. Самым первым ее этапом выступает развитие выносливости животного, для чего проводятся тренировки на небольшой скорости (пешком или рысью). Только после освоения базовых навыков допустимо переходить к занятиям в режиме галопа. В противном случае животные подвергаются риску повреждения мягких тканей.

В программе тренировки обязательно должны присутствовать упражнения, направленные на развитие сердечно-сосудистой системы лошади. Для этого чаще всего применяются интервальные тренировки с повышением пульса до определенного уровня, после чего животному разрешают отдохнуть, а затем вновь приступают к работе.

Еще одним важным этапом подготовки выступает отработка различных уклонов. Это позволяет лошади преодолевать сложные подъемы с минимальными затратами сил.

Для предотвращения артрита у животных всадники проводят так называемое «проветривание кости». Для этого лошадей прогуливают по дорогам и другим твердым поверхностям, отличным от грунта. Популярны также занятия в бассейнах, где лошадь работает без дополнительного веса наездника. Это помогает улучшить состояние ее сердечно-сосудистой системы, мышечного корсета и при этом не создает слишком большой нагрузки на кости и мягкие ткани.

Наездник всегда должен быть готов прекратить работу с животным, если чувствует, что силы лошади на исходе. Как правило, это проявляется в слишком частом дыхании. Состояние может усугубляться высокими температурами или большой влажностью окружающего воздуха. Если при этом заставлять животное работать дальше, может произойти перегрев, что часто приводит к летальному исходу. Всаднику необходимо внимательно относиться к лошади и заботиться о состоянии ее здоровья.

Конный кросс, как и конный спорт в целом, отличается высокой травматичностью. Так, на дистанции для кросса в Чехословакии имеется препятствие, именуемое «большой таксис». Оно признается одним из самых сложных и опасных. Это изгородь из кустарника 1,5 м в высоту, сразу за которой расположен ров 5 м в ширину и 2 м в глубину. Из десятков стартующих участников до финишной черты доходят только некоторые из них. Известны также случаи, когда до финиша вообще никто не добирался.

Именно поэтому обязательным снаряжением наездников выступают защитные жилеты и каски. В большинстве случаев (хотя и не всегда) они способны уберечь человека от многочисленных переломов и травм.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: