Семья-воспитательница: функции, этапы и способы формирования

Зачем создают пчелиные семьи-воспитательницы

Во время искусственного выведения пчелиных маток большую роль играет создание семьи-воспитательницы у пчел. Рой формируют, чтобы создать необходимые условия для выращивания личинок матки и воспитать молодое поколение.

Зачем создают пчелиные семьи-воспитательницы

Особенности подготовки семьи-воспитательницы

Семью-воспитательницу создают для постройки маточников и выкармливания будущих пчелиных маток. В их обязанности также входит обеспечение маток необходимым уходом и способствование их физическому развитию. Чтобы вывод маток был эффективным, в качестве воспитателя выбирают сильную семью, в которой много пчел-кормилец. Для получения полноценных самок пчеловод должен придерживаться таких условий:

  • в пчелиной семье должны быть особи всех возрастов;
  • самка должна быть немолодой;
  • все взрослые пчелы и расплод должны быть здоровыми: любое заболевание негативно влияет на вывод маток;
  • ульи должны быть подготовлены для зимовки, в них должно находиться достаточное количество доброкачественных кормов.

Для вывода маток нельзя брать отводки или семьи-налеты, т. к. у них нарушен правильный возрастной состав. Также нельзя допускать, чтобы такие семьи сами выводили себе маток.

Обязательно подкармливать семьи-воспитательницы весной, чтобы стимулировать работу матки. Большое значение для успешного вывода имеет удаление самки и всего открытого расплода за сутки до дачи личинок и создание из них отдельной семьи. Для этого рамку с пчелиными особями помещают в новый улей, куда также приводят молодых пчел из другой сильной семьи. Когда семья остается без матки, она вынуждена выводить себе самку самостоятельно, поэтому ее и называют воспитательницей.

Семью-воспитательницу создают для постройки маточников и выкармливания будущих пчелиных маток

Подходящие семьи для воспитания

Лучшими воспитателями становятся семьи, у которых выращивается большое количество расплода. Из материнской семьи берут маточных личинок и отдают им на воспитание. Многие пчеловоды хотят выращивать маток в семействах, которые каждый год производят большое количество меда. Несмотря на продуктивность таких роев, они не способны надлежащим образом ухаживать за личинками маток.

К каждой пчелосемье нужно подходить индивидуально, у них по-разному проявляется инстинкт размножения.

Условия подготовки

Подготовка семьи воспитательницы требует соблюдения таких условий:

  • Если пчелы начали откладывать яйца в соты, через 3 дня можно приступать к подготовке семейства для воспитания.
  • Обязательно избавиться от самки, отложенных ею яиц и вышедших из них личинок. Если пропустить какие-то яйца или личинки в сотах, пчелы не примут других личинок, помещенных ульи для воспитания. Оставляют только крытые сотовые ячейки.
  • Для поддержания необходимой температуры в пчелином гнезде выбирают для воспитания семейство с расплодом. Печатный расплод создает температуру до 35°С, от его наличия зависит качество воспитывающих маток. При отсутствии любого расплода температура в гнезде не поднимается выше 33°С.
  • При формировании пчелиного гнезда нельзя смешивать разные расплоды. На рамке должен быть только печатный (крытый).

Чтобы на рамках был только крытый расплод, гнездо специальной решеткой разделяют на 2 части, в одну из которых помещают матку с рамками, а в другую — рамки с открытым расплодом. Это следует делать за 2 недели до создания семейства-воспитательницы. При таком разделении гнезда расплод становится закрытым уже через 9 дней, а рамки, которые остаются в воспитательнице, образуют отдельное семейство.

Подготовка семьи при раннем выводе

Когда происходит формирование нового семейства с пчеломаткой и рабочими особями, пчелиный рой ослабевает. Чтобы этого избежать, рамку с открытым выводом помещают в другое семейство. Самка должна находиться среди сильных пчел. При нехватке рамок берут еще несколько, добавив туда пыльцу, собранную насекомыми с цветков растений, или мед. Следят, чтобы все гнездо было укрыто пчелиными особями.

Только при наличии в гнезде воспитывающих пчел меда, пыльцы и крытого расплода личинки самок будут прокормлены. В идеале в одном семействе должно быть 7 пчел, полностью занимающих пространство между рядом с размещенными сотами, и 2 рамки, в которых должно быть не меньше 10 кг пыльцы и меда.

Все рамки с крытым расплодом располагают поочередно, разбавляя их рамками с племенными личинками. Гнездо обязательно утепляют. Если воспитательница долго будет находиться в условиях сиротства, пчелы начнут покидать свой улей и улетать на другие. Чтобы этого не допустить, гнездо готовят вечером, а поутру помещают туда маточных личинок.

Способы формирования семьи-воспитательницы

Для вывода самок формируют семью для их воспитания разными способами:

  • Создание безматочной семьи с разновозрастными особями. Этот способ подходит для небольшого маточного вывода. Потребуется сделать 4 особые, наиболее крупные ячейки в пчелиных сотах, где будут выводиться пчеломатки. Следят, чтобы пчелы побывали на всех сотах. С одной стороны устанавливают соты с пыльцой и медом, а по центру — крытый расплод. В течение 10 дней периодически добавляют новые маточники. Уже через 7 дней на плоскости сот должны появиться молодые личинки.
  • Создание семейства для воспитания без самки и открытого расплода. Этот метод подойдет для беспрерывного вывода пчеломаток. Размножающаяся пчелиная самка будет выращивать личинки даже при отсутствии открытого расплода. Семейство создают накануне помещения к нему личинок, в гнезде должно остаться всего несколько свободных сот. С помощью специальной решетки гнездо делят на части: соты с открытым расплодом размещают по бокам, а матку оставляют в центре, рядом должна быть еда.
  • Создание семьи с маткой и разновозрастным расплодом. Такой способ не подразумевает создания условий сиротства. Пчелиное гнездо также разделяют решеткой на части, и процесс вывода происходит на участке без решетки. К такому методу формирования воспитательницы прибегают редко, т. к. полученный выводок не соответствует нормам. Данный способ используют в качестве дополнения к другим.
Читать еще:  Гриб свинушка: ядовит или нет, где растет, виды, симптомы отравления

Любой из указанных способов формирования семейства для воспитания требует создание сильной пчелиной семьи, поэтому ее формируют из пчеломатки и небольшого количества открытого или крытого расплода. Благодаря такому составу, маточные личинки будут выкормлены.

Использование семьи-стартера

Хорошим вариантом для эффективного вывода самок является сочетание семейства воспитательницы со «стартером». «Стартер» — это семья без матки и открытого расплода, в которой находятся не менее 10 улочек с крытым расплодом, 8-10 кг меда и 2 перговых сотов. Такие пчелиные семейства не могут закладывать маточники на своем расплоде, но легко принимают на воспитание личинок, которых к ним помещают.

Однако «стартер» не в состоянии самостоятельно выкормить и воспитать большое количество личинок до высококачественных маток. Через сутки рамки с личинками следует передать на доращивание воспитательницам, а в гнездо к «стартеру» поместить следующую партию личинок. Чтобы упростить процесс, соединяют семью «стартера» и воспитательницу. Их сочетание дает возможность получить необходимое количество здоровых полноценных неплодных самок. Обязательно в их гнезде должен быть запас меда, перга и сироп из сахара.

Хорошим вариантом для вывода самок является сведения семейства воспитательницы со «стартером»

Создание семьи без удаления маток

Если самок оставляют в гнезде, воспитывающие пчелы должны быть сильными. Есть несколько факторов, способствующих увеличению силы насекомых перед зимовкой:

  • наличие полноценной матки;
  • количество сотов, совпдающее с количеством особей;
  • наличие нектара и меда для питания;
  • наличие дополнительного питания при нехватке медосбора;
  • наличие необходимых углеводов и белковых компонентов.

Увеличить семейство возможно путем его объединения с другими семьями. Есть несколько способов это сделать, но при любом варианте придется оставить во главе роя старую самку. Эффективный способ — обработать улей какими-либо ароматными маслами или другими веществами и вечером поместить туда новых особей. Некоторые пчеловоды для расширения семейства используют пчелиных доноров.

Старых и перезимовавших насекомых заменяют новыми, молодыми. Важно успеть сделать это до середины мая, чтобы весенний вывод начался вовремя. После появления трутневых личинок начинается создание семейства для воспитания. Чтобы ускорить процесс, пчелиные гнезда утепляют, создают на пасеке подходящие условия для преждевременной выставки пчел из зимовника.

Семья-воспитательница: функции, этапы и способы формирования

  • Как правильно сформировать семью воспитательницу?
  • Зачем выводить маток в семье, искусственно введенной в роевое состояние?

Матководство является очень важным разделом пчеловодства. Пчеловод, настроенный на ежегодный и ежесезонный успех должен понимать, что одним из гарантов силы пчелиных семей на его пасеке являются качественные молодые матки. Со старыми матками желаемого не добиться. Нельзя дожидаться тихой смены. Только ежегодная плановая смена маток может обеспечить пчеловоду стабильность и успех.

Для самостоятельного вывода пчелиных маток нужно, в первую очередь, знать основные принципы формирования семьи воспитательницы. Сегодня я опишу, как я осуществляю формирование семьи воспитательницы.

Формирование семьи воспитательницы

Как я формирую семью воспитательницу:

  • Выбираю самую сильную семью на пасеке.
  • Провожу отбор всех рамок без расплода. Оставляем только расплод и перговые рамки по краям. Расплод на выходе ставлю скраю. В центре — открытый.
  • Если необходимо — произвожу подсиливание семьи расплодом и молодыми пчелами.
  • За диафрагмой располагаю распечатанные медовые рамки. Можно просто нарушить печатку меда вилочкой.
  • Сверху на рамках потолочная кормушка 0.5-1 литра сахарного сиропа с хвойным настоем или(и) с добавлением кобальта. Кормушку ставим за неделю до постановки прививочной рамки.
  • Отсаживаем матку на рамке в отводок за 3-4 часа до постановки прививочной рамки.
  • Формируем колодец для прививочной рамки (вынимаем одну рамку из центра гнезда, чтобы в образовавшемся пространстве между рамками, через некоторое время, скопилась масса пчел. На это место будем ставить прививочную рамку).
  • Производим постановку прививочной рамки через 3-4 часа после отсадки матки. Рамку ставим в колодец.
  • На 5 день проверяем семью воспитательницу на наличие свищевых маточников. Все маточники удаляем.
  • Далее действуем в соответствии с календарем вывода маток.

При подсадке, матку в клеточке или маточник на выходе размещаем между рамками в противоположной стороне от летка. Это лучше делать вечером. Клеточку с маткой слегка намазываем препаратом «Апирой» для более успешного приема.

Через сутки выпускаем матку из клеточки также вечером. Открываем крышку клеточки и кладем на рамки в то же место сверху на рамки, контролируя поведение и дружелюбность пчел. Дожидаемся, пока матка сама выйдет из клеточки и устремится внутрь гнезда.

Можно выводить маток более высокого качества, если предварительно ввести семью, которая будет воспитывать маточных личинок, в роевое состояние.

Формирование семьи воспитательницы при искусственном роении

Семья, вошедшая в роевое состояние воспитывает качественнее и больше личинок, чем обычная семья воспитательница. Матки выводятся крупнее и тяжелее. Бытует мнение, что роевые матки — лучшие. Я с этим высказыванием полностью согласен. Такие матки сразу после выхода из маточника способны лететь. Им не требуется столько же времени на дозревание, как выведенным обычным способом. Это обусловлено природой роя.

Роевые матки очень сильные, зимостойкие и обладают высокой яйценоскостью. Так же, роевые матки дружелюбны друг к другу сразу после выхода из маточников. Плюсов у такого метода, как мы видим, довольно много.

  • Выбираем сильную семью.
  • Отбираем большее количество открытого расплода и подсиливаем закрытым расплодом на выходе. Сжимаем гнездо. Искусственно вводим семью в роевое состояние.
  • Получаем яйца в искусственных мисочках от материнской семьи, которая находится в рабочем состоянии (не в роевом).
  • Располагаем мисочки с яйцами на прививочной рамке и помещаем в семью, искусственно введенную в роевое состояние – семью воспитательницу, в которой уже начался процесс закладки роевых маточников.
  • Уничтожаем маточники, ранее заложенные пчелами и отсаживаем матку в отводок либо ограничиваем её разделительной решеткой на трёх рамках в той части улья, где нет летка.
  • Далее все по выше описанной схеме и в соответствии с календарем вывода маток.
Читать еще:  Яичная скорлупа как удобрение: свойства, изготовление, применение

Здесь можно посмотреть все статьи по теме матководство.

Семья-воспитательница

Семья-воспитательница

Семья-воспитательница

Известно, что на качество маток влияют не только масса, возрасти

генетические задатки племенного материала, но и состояние семьи

воспитательницы, запас в семье меда и перги, температурный режим

гнезда, наличие нектара в природе, время года, погодные условия и

другие факторы. Чем сильнее семьи-воспитательницы, тем выше

качество выращиваемых маток (Михайлов, 1926, 1927, Билаш, 1987;

Еськов, 1990 и др.). Семья пчел, избираемая для использования в

качестве воспитательницы, должна весить 2,5-5 кг (Билаш, Кривцов, 1991). П. М Комаров (1936) доказал, что для выращивания полноценных маток в семье-воспитательнице должно быть достаточное

количество как пчел-кормилиц так и летных пчел для обеспечения семей свежим кормом.

В практике пчеловождения существует 3 основных способа формирования семей-воспитательниц

1. Без осиротения — когда из семьи не убираются ни плодная матка, ни расплод.

2. С полным осиротением — когда из семьи убирается плодная матка и весь открытый расплод (способ Уолдера, 1900).

3. С неполным осиротением — когда матка из семьи удаляется, а расплод (открытый и печатный) или часть его остается.

Есть еще модификации описанных выше способов формирования семей-воспитательниц с применением семей стартеров, финишеров, «роевых ящиков» (Таранов, 1971). Часто пчеловодам трудно выбрать

оптимальный способ, для того чтобы иметь на пасеке, с наименьшими затратами времении средств, высококачественных маток

Техника формирования семей-воспитательниц без отбора открытого расплода, а тем более и матки, при работе сосреднерусскими пчелами неприемлема — слишком плохой прием подставленных личинок Ha воспитание им MHOTO 33 KabIEB8EMbIX свищевых маточников на своих личинках. К этой расе более приемлем способ с полным осиротением.

Ho MHor Me McClenoBaTeM (KoMapOB, 1937; ESMna LLI, 1967; Еськов, 1990 и др.) указывают на необходимость наличия в семье воспитательнице как печатного, так и открытого расплода. Это нужно для поддержания оптимального микроклимата гнезда (в зоне открытого расплода), непрерывного пополнения состава семьи неплодными пчелами-кормилицами, более обильного кормления привитых личиноки

получения маток высокого качества. Преимущество способа формирования семей-воспитательниц с открытым и «печатным расплодом заключается не только в улучшении качества выращивания маток, но и в простоте способа, более высокой производительности

труда матководов, а также в лучшем Сохранении силы семей,

использовавшихся в этих целях. При этом необходимо заметить то, что

роевые и матки «тихой» смены в естественных условиях всегда

выращиваются из самых крупных яиц и в присутствии открытого

расплода. ГД Билаш (1963) обнаружил, что в маточниках, находившихся

рядом с открытым расплодом, больше маточного молочка, а полученные

матки крупнее. Г.Ф. Таранов (1974) установил, что матки получаются

большей массы, если пчелы могут накопиться в свободной отрамок

улочке («кармане») за 4-6 часов до постановки туда рамки с личинками.

Видимо, огромное количество СкопившихСУ там пчел-Кормилиц

позволяет сразу же приступать к воспитанию маточных личинок после

mocTaHOBKIM mpMBIMBOu-Hon pa MKM.

Среди пчеловодов-практиков довольно широко распространилось

и закрепипось убеждение, что находящиеся в роевом состоянии семьи

FBIIHHoTC HawrylILIIMMM BOCIMTaTeibHMLaMW. On HaKO >K.A. JleBM 4eBa

(1961), Г. Руттнер (1965) и другие сомневаются в этом, полагая, что

Hal W-Me a HaTOM willeCKMX Ten-TpyTOBOK B ceMb-X, OTOBLWXC, K poeh who,

приводит будто бы к сокращению пчел-кормилиц. По мнению Г. Руттнера (1965), самыми подходящими для использования в качестве

LLLCCLCCLLLCCCCLL CLCCLCL LCCCS LCLCCCCLLLLLCLLLCL C LLLLLCCC CLLLCCLLCCCLLLL

развития, т.е. располагающие большей численностью пчел-кормилици

поэтому обильно снабжающие кормом своих личинок.

Единого мнения о том, сколько давать единовременно личинок на

воспитание, нет. Те, кто считают, что небольшое число мисочек можно

давать семье-воспитательнице, утверждают при увеличении числа

развивающихся матоких масса уменьшается. Можно предположить, что

для каждого способа репродукции маток, с учетом разнообразия

условий, различных рас и экотипов пчел, существует некоторое

OTTMMalbHOe MCO WWHOK, развивающихся в половозрелых,

В своих исследованиях мы стремились максимально упростить

подготовку семей-воспитательниц и при этом учесть все факторы, влияющие на качество получаемых маток. При формировании семьи

воспитательницы гнездо сокращали до 7-8 рамок (3-4 рамки печатного расплода, 2 — открытого расплода и 2-3 медоперговые рамки),

оставшиеся пчелы, около 20-30 тыс., плотно обсиживали все рамки и

выходили за пределы гнезда. Из двух рамок открытого расплода в центре гнезда, напротивлеткового отверстия, формировали свободное от рамок пространство (35 мм) для последующей установки туда

Прививочной рамки. При ранней репродукции маток (в условиях

Осинского района Пермской области — первые числа мая) использовали

семьи, на которые произошел слет пчел. Месторасположение TpMBIMBO!HHOci pa MKM HanpOTME IeTKa Ha M Ka>KeTCF Heo5xonM MbIM TpMeMOM

14 CO3, a HIMA OTTM MarlbHOTO ra3OBOTO COCT a Ba L1, 15 pa3BM BaHOLIL MXCSF Ma TOK.

Размещение развивающихся маток в гнезде имеет определенную

упорядоченность только в период роения и самосмене матки. В это

время маточники размещаются обычно на периферии гнезда. Мы

yMaeM, To 3To Moxe 6biTb CBA3aHO M C TeM, TO AT1 pa3EMBaoLIMxc;

более интенсивно (в более короткие сроки) маточных личинок

необходима большая концентрация кислорода, которая и достигается

при размещении маточников на периферии сотов в естественных

условиях. Нами проведены измерения концентрации углекислого газа в семье-воспитательнице в утренние часы (В-12 часов). Перед

формированием семьи-воспитательницы измеряли в концентрацию

углекислого газа в зоне локализации открытого расплода в течение

5 дней. Она варьировала в пределах 0,4-0,7%. В течение трех первых

дней после интродукции прививочной рамки с развивающимися матками

концентрация углекислого газа (в средней части прививочной рамки)

была близка к 0,05%, несмотря на большое скопление пчел в этом

Читать еще:  Размножение пчел: естественным и искусственным путём

районе. Следовательно, интродукция развивающихся маток стимулирует пчел повышать интенсивность аэрации гнезда. Поэтому для снижения

затрат пчел на аэрацию маточников их следует размещать при искусственной репродукции маток вблизи летка.

В нашем случае семьи-воспитательницы формировались за

4,5-13,3 часа до постановки прививочной рамки. Средний прием личинок,

на воспитание в семьях, обезматоченных за 4,5-6 часов до их

постановки, равен 63%, а за 6,3-13,3 часа — 70%, следовательно, на

прием личинок семьями-воспитательницами влияет целый комплекс

причин. Исходя из полученного результата, можно говорить о том, что

прием личинок удовлетворителен в период 4,5-13,3 часов с момента

В наших исследованиях формируемые семьи-воспитательницы

имели сходное количество пчели расплода (как пришедшие в роевое

состояние — фаза строительства мисочек и откладывание в них яиц

маткой, так и находящиеся в стадии интенсивного развития). Это

позволяло оценить только роль специфического состояния семей,

связаных с подготовкой к размножению, в отношении развивающихся

маткам. В результате установлено (табл. 2), что средняя масса маток,

развившихся в семьях-воспитательницах, готовившихся к роению,

Maссa неплодных маток pa3BMBaHOLMXCH B CeMbjRXвоспитательницах, готовившихся к размножению и находящихся в стадии интенсивного развития

была B cpe HeM Ha 13 MI болыш e, them B CeMbHX,

находящихся в стадии интенсивного развития (различие статистически

OCTOBEepoHO, t=3,8), Следовательно, Семьи-воспитательницы, находившиеся в состоянии подготовки к размножению, обладают наибольшим потенциалом для репродукции маток.

Нами отмечено, что если искусственный сот после откладки в него яиц маткой из материнской семьи помещать в гнездо семьи

воспитательницы, где он находится до появления однодневных личинок,

TO увеличивается количество личинок, развивающихся B MalTOK. B LacTHOCTM, B ceMbAx N9 60, 66,76 Korn MyeCTBO pa3BMBLLIMXC MaTOK obino Ha 18% больше, чем в среднем за предшествующие три года, когда

личинок в искусственных мисочках переносили непосредственно из материнской семьи в семью-воспитательницу (табл. 3). Это можно обьяснить тем, что после появления личинок на искусственном соте и при перемещении их в искусственные мисочки (на прививочную рамку)

пчелы продолжают докармливать их как своих маточных личинок, не

закладывая при этом другие маточники на имеющемся открытом расплоде. Необходимо отметить и то, что при использовании сота К. Джентера в таком варианте предотвращается изменение в трофическом

обеспечении развивающихся маток, которое может повлиять на отношение к ним пчели соответственно — на их морфометрические

признаки и физиологическое состояние.

Tlo Haum M исследованиям, количество принятых личинок в

McKyccTBeHHb|x MMCOu|Kax coTa Джентера только в одном случае из

четырнадцати достигло 25 (табл. 3). В этом случае обнаружено

некоторое уменьшение массы маток. Она равнялась в среднем 188,8+2,97мг (Су-6,5%). При репродукции семьями-воспитательницами 21-22 маток (3 спучая) их масса была выше и составила в среднем 2011 +2,99мг(C-9,7%) KOT12

принятых личинок было в пределах от 6 до 18 (в среднем — 12), средняя масса маток несцщественно отличалась от последних

Количество развивающихся маток и их масса после завершения постэмбрионального развития

прикамской популяции пчел не оказывает существенного влияния на их

массу. При указанном условии она, по-видимому, больше зависит от состояния семей , чем от количества развивающихся маток . этим и можно

обьяснить то, что при развитии 22 маток в одной из семей их масса была

больше, чем при 9 — в другой (табл. 3) При прочих равных условиях на

изменение массы тела маток могли повлиять колебания внешней

температуры. Однако в анализируемых ситуациях (табл. 3) уменьшение массы маток, вероятнее всего, связано с ухудшением трофического

обеспечения в связи с похолоданием. Оно повлияло на прекращение

полетов пчел, что, в свою очередь, привело к перерыву в поступлении

свежего нектара и пыльцы. Итак, приискусственной репродукции маток

прикамской популяции с использованием сота Джентера по описанной

технологии их количество целесообразно ограничивать 20. При

использовании более сильных семей-воспитательниц, либо используя

способ вывода маток с переносом личинок, объем серии, вероятно,

можно увеличить Семьи-воспитательницы использовались для однократной

подстановки личинок. После выхода неплодных маток, в зависимости от

времени Сезона, Семье возвращалась плодная матка либо оставлялась

одна из неплодных, либо семья расформировывалась для организации

нуклеусов. Наши наблюдения показывают, что предпочтительнее

использовать семью на формирование нуклеусов, а на старом месте из

оставшихся пчел и рамок с расплодом организовать отводок на неплодную матку.

Характеристика маток среднерусских пчел для регионов центра

ареала приведена М.Д. Большаковой (1975), А.С. Тришиной и

Н.Д. Шмелевой (1978), для среднерусских пчел татарской популяции —

Н.И. Кривцовым (1995). Что касается маток прикамской популяции, то их морфометрические признаки неизвестны. Нами предпринята попытка

восполнить этот пробел. Для морфометрических исследований

использовали маток естественной репродукции, развивавшихся в семьях, которые готовились к размножению (роевые матки), и маток

искусственной репродукции (с применением сота Джентера). В

результате выявлены некоторые признаки, отличающие прикамских

маток от близких популяций (табл. 4). Установлено, что матки

прикамской популяции отличаются по комплексу морфометрических

признаков от маток других популяций среднерусских пчел. При этом

матки естественной репродукции превосходили таковых при

искусственной репродукции по размеру брюшного отдела и крыльев.

Поскольку C величиной брюшного отдела коррелирует

плодовитость, то их развитие в семьях, готовящихся к размножению,

обеспечивает им преимущество по плодовитости. Эти матки имеют

Морфометрические признаки маток естественной

(n=90) и искусственной (п=51) репродукции (линейные признаки-мм, индексы — %)

также относительно большие крылья, чем достигается преимуществов

процессе выпетов на спаривание При этом необходимо отметить, что морфометрическому анализу подвергались матки искусственной репродукции, попученные из семей-воспитательниц, как пришедших в роевое состояние, так и находящихся на стадии интенсивного развития возможно именно поэтому их по некоторым признакам уступали маткам естественной репродукции Для получения более крупных маток мы рекомендуем использовать в качестве семей воспитательниц семьи, пришедшие в роевое состояние

Источники:

http://medovoehobby.ru/pchelovodstvo/semyavospitatelnica.html
http://p4elovek.ru/vyvod-pchelinyx-matok-formirovanie-semi-vospitatelnicy/.html
http://karpatka.ylejbees.com/index.php/sot-dzhentera/132-semya-vospitatelnitsa

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector