Выездка на лошадях что это

Выездка

Выездка (по международной терминологии – дрессура) – высшая школа верховой езды, олимпийский вид спорта. Суть выездки заключается в демонстрации способности лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе, правильную стойку, осаживание, движения с боковыми сгибаниями, сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе).

Международная федерация конного спорта (фр. Federation Equestre Internationale, FEI) – организация, которая занимается развитием конного спорта во всем мире и проведение международных соревнований.

Об обучении лошади выездке

Для обучения основам выездки наиболее подходят лошади возраста три с половиной года.

  • Обучение лошади выездке начинается с приучения ее движению и уравновешенности на корде. Потом начинается выездка по прямой линии свободными движениями. Много уделяется внимания ритмичным, спокойным движениям, контактированию с поводом.
  • После двенадцатимесячных тренировок лошадь должна правильно подниматься в галоп.
  • В течение второго года обучения занимаются строевой ездой, при этом у лошади развивают гибкие движения на всех аллюрах, а также, движения боком на таком аллюре как рысь. Затем отрабатывается остановка, пируэт, а также, правильное осаживание.
  • На третьем году обучения лошадь должна быть собрана и послушная.

Меняется и внешний вид лошади. Упражнения первых двух лет сделали ее сильной и красивой, аллюры ее хорошо отточены.

Историческая справка

Выездка появилась еще в античную эпоху в Древней Греции, правда, имела совсем иное назначение. Обученные лошади использовались в бою. От них требовалось удерживать строй во время атаки, движения и наклоны корпуса животного помогали всаднику уклоняться от ударов, а такой элемент, как каприоль, служил для перепгрывания нападавших. Древнегреческий ученый-полководец Ксенофон даже написал книгу по искусству выездки. Она получила название «Иппика».

В 16 в. центром выездки стала Италия. Здесь открывались школы верховой езды, где пары (наездник + лошадь) обучались искусству ведения одиночного конного боя. Это были очень сложные упражнения, освоить которые под силу было не каждому.

Постепенно массовые атаки ушли в прошлое, и классическая выездка утратила свою былую необходимость, а следовательно, и популярность. Ее возрождение произошло в Германии в 18 в. в качестве спортивной дисциплины. Она распространилась и усовершенствовалась настолько, что уже в 1912 г. вошла в программу Олимпиады. С тех пор Дрессура выступает обязательной частью конного спорта, по ней регулярно проходят соревнования.

Российская дрессура получила очень хорошее развитие и в настоящее время составляет достойную конкуренцию даже Германии, Австрии и Швейцарии, Впервые золото на Олимпиаде заслужили Сергей Филатов и его конь по имени Абсент в 1960 г. в Риме. В 1964 г. в Токио наши наездники завоевали бронзу, а в 1968 г. — золото.

Что представляет собой выездка

Соревнования по дрессуре предполагают выступление наездника и его лошади на арене прямоугольной формы под музыку. В процессе выступления лошадь должна сохранять определенное положение корпуса, а также продемонстрировать выполнение обязательных элементов в установленной последовательности. Всадник помогает ей в этом, подавая команды, которые порой даже не заметны ни судьям, ни болельщикам. Элементы выполняются животным в различных темпах, плавно сменяющих друг друга.

Судейская коллегия оценивает технику выполнения движений обязательной программы, а также послушание коня, его грациозность, внешний вид пары и качество взаимодействия человека и животного.

Выездка включает в себя огромное разнообразие упражнений. Вот некоторые из них:
  • Левада. Лошадь принимает положение стоя на задних ногах, а передние сильно сгибает. В такой позе она остается на протяжении нескольких секунд.

  • Курбет. Представляет собой прыжок на задних ногах.
  • Каприоль – так называемый «олений» прыжок: конь подгибает под себя передние ноги, а задние вытягивает назад.

  • Осаживание. Всадник дает команду лошади идти прямо назад в том же темпе.
  • Переминание. Лошадь переступает с одной ноги на другую, не останавливаясь. Если упражнение выполняется на галопе, то кажется, будто конь меняет ноги в воздухе.
  • Вольтирование. Другое название элемента — вальс лошади. Это наиболее красивое упражнение, когда конь грациозно движется по кругу диаметром 6 м.
  • Пассаж . Лошадка , двигаясь рысью, высоко поднимает ноги, подавая их вперед. Элемент считается сложным, но нередко животные выполняют его даже в свободном беге и не нуждаются в тренировках. Все зависит от способностей, как и у нас, людей.

  • Пируэт. Поворот на задних ногах с наклоном корпуса в сторону поворота.
  • Пиаффе. Тот же пассаж, но без движения. Наездник натягивает повод, и животное, чувствуя это, останавливается в нужной позе, готовая в любой момент двинуться вперед.
  • Плие. Признается сложнейшим элементом, особенно для коня. Животное испытывает очень большую нагрузку на ноги, поэтому на выполнение отводится очень мало времени. При этом лошадь движется боком на галопе боком, сгибаясь по направлению движения и глядя в центр арены, а ее конечности перекрещиваются и впереди выступают внутренние ноги. Присутствие плие в выступлении свидетельствует об искусстве выездки и профессионализме пары.

Для оценки выступления предусмотрена 10-бальная шкала. В коллегии 5 судей, и они отдельно оценивают каждое упражнение в программе, плавность переходов между ними, а также внешний вид коня и наездника. Затем присужденные очки складываются и устанавливается победитель. Главная цель состязания — продемонстрировать мастерство наездника и послушание лошади. Участвуют в выездке обычно кони тракененской, голштинской, ганноверской, ольденбургской, украинской и русской пород.

Болельщики, присутствующие на выступлениях, видят лишь итог долгих и упорных занятий. Им кажется, что животное легко, непринужденно и, самое главное, самостоятельно выполняет трудные элементы. На наездника почти никто не смотрит, за исключением рефери. Все внимание на соревнованиях достается лошадке.

И все же роль наездника недооценивать не стоит. Его работа не менее сложная, ведь необходимо продемонстрировать искусство управления лошадью, не сбиться с последовательности упражнений и не превысить отведенное на выступление время (7-10 мин.). В противном случае он получит штрафные баллы. До начала состязаний он наизусть заучивает схему движения.

Соревновательная программа включает в себя 2 этапа:

  • 1-й предполагает демонстрацию более простых, можно сказать, естественных для животного движений. Они должны быть отточены и выполняться красиво, четко, в полном подчинении наезднику.
  • на 2-м показываются наиболее сложные упражнения, в том числе в разных темпах.

Выступления проходят на манеже, размеры которого 60 х 20 м Его периметр размечается буквами, которые помогают наезднику вовремя менять движения коня в установленной последовательности. В результате на покрытии манежа остается такой витиеватый рисунок от копыт, что выездку сравнивают с фигурным катанием.

Шесть программ конной выездки
С учетом сложности выездка подразделяется на подгруппы:
    1. Малый приз (Сан-Георг). Состязания среднего уровня, включающие в себя элементы на дисциплинированность и послушность животного. Здесь оценивается также физическая форма лошади, поэтому тренировки направлены на развитие мускулатуры, кровеносной и нервной систем.
    2. Средний приз 1 и 2 степени. Переходные состязания, в ходе которых определяется число участников Большого приза.
    3. Большой приз – самая престижная программа, где оценивается как техническая, так и артистическая составляющая выступления. Включает в себя элементы высшей школы верховой езды.
    4. Личная программа Большого приза. Ее можно сравнить с короткой программой в фигурном катании. К ней допускаются только лучшие из лучших.
    5. Произвольная программа. Самая эффектная из всех, поскольку в ней всадник и его конь демонстрируют на манеже все, что пожелают, а не только школьные упражнения. Здесь оцениваются эмоции и творческие способности наездника.
Обмундирование лошади и всадника

Выездка предъявляет особые требования к внешнему виду пары. Для всадника на состязаниях обязательны цилиндр, фрак и шпоры. Они не имеют какого-либо функционала и надеваются исключительно для красоты. Под фрак надевают жилет. Допускается ложный жилет, подшитый непосредственно к фраку. В программах соревнований начальных уровней разрешена более простая одежда — жакет и шлем. Жакет имеет классический черный цвет, но по желанию наездника может быть голубым или коричневым. Обязательны белые бриджи, выполненные из эластичного хлопка.

Использовать хлыст на состязаниях запрещено. Он допускается только на тренировках и только в качестве помощи для точных сигналов. Бить лошадь ни в коем случае нельзя. Допустимая длина хлыста — 12 см.

Седло для выездки имеет особую конструкцию — смещенный вперед центр тяжести. Оно позволяет всаднику распределять вес своего тела, опираясь не на стремена, а на седло. Поскольку выездка предусматривает езду на длинных стременах, крылья седла вырезаны прямо. Подпруга имеет большую длину, в противном случае она создаст неудобства движениям коня. Стремена имеют немного больший вес по сравнению с обычными.

Всадник, специализирующийся на выездке, должен иметь особые личностные качества: терпение, внимательность, аккуратность. Они не менее важны для достижения успеха, чем физические данные. Кроме того, ему необходим тонкий музыкальный слух, ведь нужно чувствовать музыку и ритм своей лошади, чтобы стать с ней единым целым. Только таким образом и постигается настоящее искусство верховой езды. Это очень непросто, поэтому на всей планете насчитывается только несколько сотен пар, достигших совершенства.

Еще одна особенность, которой обладает выездка, состоит в том, что одному наезднику может идеально подойти только одна лошадь. Чтобы добиться больших побед, им нужно найти друг друга.

Правила и регламент выступлений

Все участники подают стартовые заявки, но порядок выступления определяется последующей жеребьевкой. Распределение стартовых позиций проходит для индивидуального и группового зачета независимо. Всадник всегда может сняться или замениться другим участником, но в таком случае он больше не имеет возможности выступить на этом соревновании.

Требования к внешнему виду всадника:

  • обязательное наличие шлема или защитного головного убора, его разрешается снимать только для приветствия;
  • для верха необходимо выбрать фрак черного или темного цвета;
  • на ноги надевают белые (светлые) бриджи;
  • галстук или шейный платок светлый или однотонный фраку;
  • белые перчатки;
  • черного цвета сапоги со шпорами.

По сигналу колокола всадник начинает выступление. Держа поводья одной рукой, жокей приветствует судей и зрителей, можно поприветствовать снятым котелком. Спортсмен движется по схеме манежа, если совершается ошибка (неправильный поворот), то судья сообщает об этом сигналом колокола, а старший может указать на сектор, в котором была допущена ошибка и какой элемент следует переделать.

Правилами в выездке регулируется внешний вид всадника и лошади, техника управления и прохождения манежа.

За ошибки в исполнении упражнения сигналы не подаются и судьи не требуют их переделывать. Но за них накладываются штрафы, вычитающие очки из итоговой оценки. Существует несколько видов нарушений:

  • начало выступления до сигнала;
  • спортсмен не выехал на манеж спустя 45 секунд после колокола;
  • появление на манеже без какого-либо обязательного элемента униформы.

Участника могут дисквалифицировать за повторную ошибку в схеме выездки. Также исключение последует при выявлении хромоты и сильного сопротивления со стороны лошади, которое всадник не может преодолеть за 20 секунд. Другие причины:

  • падение;
  • покидание манежа во время соревнования или лошадь зашла за пределы арены всеми конечностями;
  • внешняя помощь – советы и указания с трибун;
  • наличие кровотечения у лошади;
  • использование запрещенного снаряжения – бинты, ногавки, хлыст;
  • возможность травмы для лошади.

У каждого судьи есть протокол, в котором отмечены и пронумерованы все элементы выступления и переходы между ними. Каждому элементу (и переходу) судья дает оценку по десятибалльной шкале в зависимости от чистоты и качества выполнения. Все баллы суммируются, также существуют коэффициенты пересчета для некоторых элементов. После этого от суммы отнимают штрафные баллы и выносится окончательная оценка.

Победителем определяется спортсмен с наивысшим числом баллов. Участники могут подать протест по поводу результатов, который будет рассматривать главная судейская коллегия. Также возможна дисквалификация победителей и призеров по результатам проб на допинг.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: