Переход на галоп
Переход на галоп
Переход на галоп
Движение на галопе совершается в три такта[12]. Различают галоп с правой ноги и с левой. При галопе с правой ноги (рис. 32) вперед выбрасывается правая пара ног, при галопе с левой ноги — левая пара.
Всаднику разрешают ездить галопом уже в первые часы тренировок, чтобы быстрым продвижением вперед доставить удовольствие и чтобы он во время прохождения углов научился сохранять равновесие. При этом на сам переход на галоп сначала не обращают внимания. Большинство лошадей переходят на галоп по команде тренера, повинуясь голосу. Всадник научится правильно сидеть в седле на галопе и правильно входить в движение галопа только с переходом на галоп; точно так же, как правильно научиться входить в рысь можно, только напрягая пояснично-крестцовый отдел, начиная движения с места и осаживая лошадь.
Лошадь нужно предупредить о переходе на галоп не только постановлением, при этом надо, чтобы она приняла вправо или влево в зависимости от того, с правой или левой ноги должен начаться галоп. С этим должны согласовываться и посылы.
Рис. 31. Переход на галоп с правой ноги.
Собственно говоря, посыл на галоп совершается не из прямого положения корпуса, а из посадки, которая должна быть у всадника, заставляющего лошадь принять вправо или влево. В соответствии с этим внутреннее бедро должно быть уже продвинуто, внутренний шенкель прилегать к подпруге, а внешний — к крупу лошади на расстоянии ширины ладони за подпругой. Если бы всадник, смягчив поводья, равномерно надавил вперед пояснично-крестцовыми мышцами и шенкелями, то лошадь, приняв вправо или влево, перешла бы на рысь.
Но чтобы лошадь, принявшая вправо или влево, перешла бы не на рысь, а на галоп, нужно сменить чередование ног на галоп. Это происходит в первую очередь благодаря энергичному давлению вперед внутренней тазовой костью и одностороннему напряжению мускулатуры пояснично-крестцового отдела. В связи с этим оба шенкеля давят на лошадь вперед (внутренний — на подпруге, а внешний — на расстоянии ширины ладони за подпругой), но прежде всего внутренний. Оба повода нужно одновременно смягчить, чтобы облегчить лошади движение вперед. Давление же на внутреннюю сторону можно усилить еще и благодаря незначительному набору повода.
В соответствии с этим все решает одностороннее воздействие пояснично-крестцовым отделом. При достигнутых успехах в выездке уже только этого посыла достаточно, чтобы не только добиться перехода на галоп, но и чтобы во время движения сменить галоп с правой ноги на галоп с левой, или наоборот. Поскольку же любой посыл пояснично-крестцовым отделом немыслим без поддержки шенкелей, переход от более грубого посыла к более тонкому вряд ли можно увидеть.
Переходить на галоп учат по-разному. Можно перевести лошадь на галоп с помощью хлыста и даже окриком или щелканьем языка. Часто говорят, что лошадь должна принять в сторону, чтобы получить большую свободу плечам. При этом она изгибается в форме буквы S. Иногда рекомендуют переходить на галоп только с помощью внешнего шенкеля, но такие советы ведут по ошибочному пути.
Правильно переходит на галоп всадник, вошедший в ритм движения лошади. Любые сомнения по этому поводу можно устранить с помощью самоконтроля. Если всадник не чувствует, что его лошадь идет неправильным галопом, то его посадку нельзя считать правильной. Это нужно подробно объяснить.
Хорошо выезженная лошадь на галопе с правой ноги принимает вправо, а на галопе с левой ноги — влево. Вперед выбрасывается внутренняя пара ног, что является следствием деятельности костно-мышечного аппарата, включая и мышцы изогнутой спины. Если всадник стремится войти в эти движения, как он этому учился на рыси, то внутренней тазовой костью и бедрами, то есть односторонним напряжением пояснично-крестцового отдела, он должен надавить вперед. Если всадник этому научится, то будет уверенно сидеть в седле на галопе, как и на рыси.
Если всадник при переходе на галоп давит вперед на внутреннюю сторону в то время, как лошадь переходит на галоп не с нужной ноги, то у него неправильная посадка. Неправильный переход на галоп всадник ощущает костями таза, как будто лошадь требует, чтобы он сел иначе. В то время как он собирается передвинуть правое бедро и правую тазовую кость, лошадь как бы подсказывает ему, что следует продвинуть левое бедро и левую тазовую кость. Всадник должен почувствовать это поворачивающее движение под тазом, потому что оно мешает ему правильно сидеть в седле. И как только всадник обратит на это внимание, он научится и исправлять ошибку.
Если он научится правильно переводить лошадь на галоп, то сможет попеременно галопировать то с правой, то с левой ноги.
Переход на галоп лучше всего делать с движения и с вольта или перед прохождением угла манежа, и его следует отрабатывать до тех пор, пока всадник не обретет полной уверенности. В движении всаднику легче сохранить уверенную посадку, а на повороте лошадь в соответствии с применением легче начинает галопировать.
На тренировке следует обратить внимание, чтобы задние ноги лошади перед переходом на галоп не стояли слишком далеко внутрь и лошадь переходила на галоп по возможности на один след.
Учимся входить в повороты
Для движения галопом необходимо много пространства – это быстрый аллюр, поэтому лошадь моментально преодолевает большие расстояния. Чаще для обучения лошади применяют скачку на корде – длинной веревке, один конец который крепится к коню, а другой удерживается тренером. Движение по кругу для лошади не представляет трудности, даже если она галопирует. Ведь при монотонном движении конь всегда совершает одну и ту же последовательность шагов. Но если вам потребуется повернуть коня в другое направление, то вы столкнетесь с проблемой.
Важно осуществлять поворот на движущейся галопом лошади в сторону ее ведущей ноги.
На медленном галопе лошадь сама подстраивается под движение. В период обучения у вас не будет сложностей в управлении. Разве что вам следует переносить вес в сторону намечающегося поворота, дабы не вылететь из седла. Совсем по другому осуществляется поворот на скорости, с упрямыми животными или при наличии возможной опасности на будущем пути.
Перед поворотом нужно правильно поставить ведущую ногу. Всадник первым делом занимает нормальное положение на лошади, а когда темп выравнивается, то смещает корпус в сторону будущего поворота. Шенкель ноги со стороны намечающегося поворота прижимают к подпруге, а внешний – позади нее. Следует небольшой посыл ногами, после чего конь должен поменять положение конечностей на нужное.
Когда вы добились правильного положения конечностей, можно приступить к повороту. Натяжением повода с внутренней стороны добиваются наклона головы в нужную сторону. Внешним поводом и прижатым шенкелем контролируют радиус прохождения поворота, а внутренней ногой посылают коня вперед, задавая темп.
Контролировать правильность прохождения поворотов можно по следам лошади. В норме задние конечности должны идти вслед передних, то есть отпечатки либо совпадают, либо расположены максимально близко – это называется вольт. Добиться правильной техники скачки галопом сложно – необходимо точно координировать свои действия. Особенно часто лошади срезают углы на тренировках в манежах – в таком случае тазовые конечности заходят дальше грудных. Для исправления движения нужно сильнее надавить внутренним шенкелем – выдавливать лошадь с круга.
Для обучения лошади и всадника проводят тренировки по увеличению и уменьшению вольта. С этой целью заставляют лошадь двигаться по спирали, то есть, чтобы задние конечности, то заходили за грудные, то наоборот – не доставали до них. Чтобы совершить уменьшение вольта необходимо сильнее надавливать внешним шенкелем, при этом не нужно чрезмерно натягивать внутренний повод. Для увеличения радиуса поворота направляют лошадь из круга, надавливая на внутреннюю поверхность шенкелем.
Виды и техники исполнения
Галоп бывает разный.
Существуют различные стадии движения галопирующего коня, которые бывают:
- рабочими;
- средними;
- манежными;
- полевым кентером;
- карьером.
Рабочий
Данный вид галопа отличается скромной для него скоростью и лошадиным шагом нормальной длины. Чаще всего им пользуются жокеи при скачках с преодолением препятствий.
Средний
Самый популярный аллюр среди любителей конкура и выездки характерен большей (по сравнению с рабочим галопом) скоростью и более широким шагом коня.
Манежный
Данный вид хода галопирующей лошади называется также курц-галопом, или коротким. Это самый медленный из всех видов галопа, который в качестве разогрева лошади предваряет более быстрое её передвижение.
Он очень удобен для передвижения на ограниченной площади, из-за чего и получил название манежного. Также он используется во время подготовки лошади к прыжку на конкуре.
Кентер полевой
Этот тип галопа характерен достаточно резвой скоростью, которая не является чрезмерной и позволяет коню довольно долго поддерживать высокий темп бега. Используется при скоростных испытаниях животных, а также при скачках на широких пространствах.
Полевой галоп ещё называется кентером, или охотничьим. Он также применяется во время обучения новичков умению держаться в седле. Интересно, что профессиональные жокеи этот вид лошадиного бега во время состязаний никогда не используют.
Карьер
Он представляет собой самый быстрый вид галопа и предназначен только для коротких дистанций. Махи конечностей настолько велики, что шаг коня может достигать трёхкратной длины его тела. Такие скорости под силу только тренированным и предварительно разогретым скакунам, и то на короткое время.
Если заставить коня скакать в подобном темпе дольше, то у него может случиться эмфизема лёгких, которая не лечится.
Как научиться ездить галопом на лошади
Из всех видов аллюра галоп — самый трудный. Езда на лошади таким способом требует от наездника умения, опыта, знаний. Особо важными здесь будут правильная посадка, правильное управление конём, знание особенностей такого вида передвижения.
Правильная посадка
От того, как ездок держится в седле, какую занимает позу, как меняет её, зависит безопасность и всадника, и коня. Особенно это касается передвижения галопом.
Положение тела, рук, ног наездника важно для управления животным и сохранения безопасности ездока. Правильная посадка подразумевает, в первую очередь, равновесие. Сидеть нужно строго по центру седла, спина должна быть прямая. Ноги следует плотно прижать к боковым частям седла. Так можно избежать потёртостей и повреждений и не беспокоиться о том, как лучше удержаться в седле.
При любом быстром беге коня желательно сохранять глубокую посадку. Нужно научиться сидеть в полном равновесии, расслабленно, двигаться в такт движениям коня. Плечи должны быть развёрнуты, руки — в одной линии с поводом, ноги — в стременах (при быстром беге натянуты, таз немного приподнят).
Нельзя укорачивать повод, держать его надо в натянутом состоянии. Этот совет подойдёт при любом виде аллюра: иноходь, галоп или рысь. При переходе к очень быстрому бегу всаднику следует подать корпус немного назад и плотно сидеть в седле, не ёрзая. С каждым прыжком ездок должен сильнее упираться ногами в стремена и приподниматься. С приходом опыта вопрос, как послать лошадь в галоп, стоять не будет — навык управления лошадью отработается до автоматизма.
Как выслать лошадь в галоп
В начале обучения лучше поднимать коня с рыси. Это сложно для неопытного ездока и необученного животного. Нельзя научиться и научить этому в одночасье, поэтому нужны упорные тренировки.
Важным фактором является слаженность ездока и лошади в том, с какой ноги начинать движение. Нужно заставить коня начать двигаться с требуемой ноги. Если конь поднялся — попустить поводья, но не давать животному опустить голову. Вести его нужно совершенно прямо, повороты небезопасны. Нужно помнить, что езда на лошади опасна тем, что наездник рискует быть сброшенным.
Самое важное действие ездока при переходе в галоп — давление шенкелей. Это команда, к которой приучают постепенно. Опытный конь по малейшему движению или нажиму определяет свои последующие действия.
При медленном беге лошадь сама подстраивается под движение и знает, как ей скакать. Чтобы перейти в полевой галоп, всадник должен подтянуть стремена, опустить ниже к холке руки с поводьями и дать знак шенкелями, заставляя лошадь двигаться вперёд, свободно вытянуться, опустить немного голову.
Задаём темп
Если пустить в галоп лошадь получилось, то нужно обязательно выровнять и держать темп. Для этого снова задействуются шенкели. Ими нужно не бить, а давить. При поворотах следует легонько подталкивать животное в бока, не качать корпусом и не наклоняться сильно вперёд. Также нельзя позволять коню сильно опускать голову.
Снижать темп после быстрого бега нужно медленно, переходя на короткий бег, потом на рысь, далее — на шаг.
Как и в любом деле, в освоении искусства верховой езды требуются знания, практика и опыт. Тогда езда на коне или просто конные прогулки принесут удовольствие и наезднику, и его животному.