Презентация по литературе на тему Анализ сцены охоты в романе ого Война и мир как введение в художественный мир произведения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок №4 Тема: Эпизод как путь к художественному целому (анализ сцены охоты как введение в художественный мир романа) Л.Н.Толстой Война и мир

Что подразумевается под выражением «художественный мир» романа?

«художественный мир» романа «Война и мир» время герои Пространство (место)

«Мысль народная» — идея романа Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; Мир семьи («мысль семейная»); Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); Мир нации; Мир всех людей, живущих на земле; Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫ БЫТИЯ:

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…» (Л.Н.Толстой) Эпиграф к уроку

Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, — не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?

Предыдущие и последующие события романа ВОЙНА 1805г. Аустерлицкое сражение Отечественная война 1812г. Охота в имении Ростовых «Всем народом навалиться хотят…» Партизанская война Бородинское сражение

Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным. 1 2 3 4 5 6 7 1

Охота в имении Ростовых

Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?

Способ выражения авторской позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». «…событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.» (Л.Н.Толстой)

Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин Наташа Ростова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.

Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»

«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило — охотник

Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?

Том 2, часть4, 5глава Николай в ожидании зверя Почему сходны чувства и даже мечты Николая на охоте и в бою? Что сближает в его сознании Аустерлиц, Долохова, карты, войну и охоту?

Каково состояние людей на охоте и во время военных действий?

«Лабиринт сцеплений» — так называет Толстой свой роман. 1805г 1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотится в своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)

Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять» Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то! ..охотники! — И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»

Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?

Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед. » — видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?

Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?

Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русский мужик

Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция- замысел, то или иное понимание чего-нибудь. Рефлексия

Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 985 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 366 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 988 человек из 82 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Морозова Наталья ТерентьевнаНаписать 4517 20.03.2017

Номер материала: ДБ-279412

  • Русский язык
  • 10 класс
  • Презентации
    20.03.2017 1797
    20.03.2017 816
    20.03.2017 5013
    20.03.2017 560
    20.03.2017 8809
    20.03.2017 712
    20.03.2017 359

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector