КИНО – Алюминиевые огурцы, смысл песни
Эта песня состоит в альбоме под названием “Сорок пять”, который вышел летом 1982 году. Всего в альбоме насчитывается 14 композиций. Текст и музыку для всех песен сочинил Виктор Цой.
Как писалось ранее в этой статье, данный альбом был написан благодаря сотрудничеству с Борисом Гребенщиковым. Борис и Виктор познакомились в электричке и уже состоявшийся музыкант – Гребенщиков предложил свою помощь в записи альбома. На тот момент записать целый альбом было очень тяжело и дорого. Поэтому молодые музыканты мастерили подпольные звукозаписывающие студии и пробовали записываться.
Альбом “Сорок пять” был сведен подпольно в Доме пионеров Красногвардейского района, где Андрей Тропилло обустроил полулегальную звукозаписывающую студию «АнТроп». Идея для песни “Алюминиевые огурцы” появилась в студенческие годы Виктора Цоя. Как вспоминает сам автор, отправили их летом на колхозные работы собирать огурцы. В Советские времена такая практика была нормой и называлась “Сельхоз-работы”. Помимо огурцов собирали картошку, морковь и т.д.
В один из таких рабочих дней пошел дождь. Все поле превратилось в одной сплошное месиво. Вода размыла и почву и кусты с огурцами. Виктор заметил что овощи стали серого цвета. Так и появилось название у песни группы Кино – “Алюминиевые огурцы”.
Смысл Песни
Всем поклонникам творчества Виктора Цоя и группы «Кино» всегда было интересно узнать, о чем же все-таки поется в самой необычной песне с первого студийного альбома «45», вышедшего в 1982 году. Неоднократно фанатами делались и делаются попытки вникнуть в смысл песни «Алюминиевые огурцы», понять, о чем вообще там идет речь, и составить какое-то единое мнение. До сих пор эти попытки не увенчались успехом, да и навряд ли такое когда-нибудь случится. Каждый находит в текстах Цоя что-то свое, а песня про алюминиевые огурцы своей аллегоричностью предоставляет широкий простор для самых противоречивых толкований.
К тому же, всем хорошо известно, как сам Виктор объяснил свое произведение. Он сказал, что какой-то определенной взаимосвязи между фразами не существует, а смысл можно найти, вызывая определенные ассоциации. Ну что ж, попробуем? Представим собственное толкование, ни в коей мере не претендующее на некий абсолют в понимании смысла.
Песня начинается с приветствия и призыва. Автор обращается к мальчикам и девочкам, осознавая, что на данном – начальном – этапе творчества его песни заинтересует, в основном, подростков. Призывая бросать ему пальчики, Виктор, возможно, высказывает желание узнать, насколько его песни нравятся аудитории. По примеру того, как древние римляне поднимали вверх большой палец руки, выражая одобрение, опускали вниз – неодобрение.
Далее идет фраза об алюминиевых огурцах, которые автор сажает на брезентовом поле. Здесь многие сходятся во мнении, что под огурцами подразумеваются песни Цоя, а брезентовое поле – эта сердца людей, где они могут прорасти, а могут и нет. Почему алюминиевые? Скорее всего, потому что тогда Цой мог еще думать, что в песнях нет жизни, не был полностью уверен, будет ли толк в его поэзии. Отсюда – безжизненная форма к живому содержанию.
Если допустить, что под алюминиевыми огурцами подразумевается еще не оформившееся, находящееся на этапе становления творчество поэта, тогда ясен смысл следующих слов о трех чукотских мудрецах и злом белом колене. «Мудрецы» – люди старшего поколения, старой советской закалки, которые не видят никакого смысла в рок-музыке. Они пытаются оказать на автора давление своим авторитетом, говоря, что его увлечение – сочинять стихи и музыку – полная безделица, и не имеет никакой практической ценности.
В случае с «белым коленом» дело может обстоять даже несколько опасней. Многим уже тогда, в начале «восьмидесятых», было известно, как власти боролись с инакомыслящими и диссидентами: помещали в «психушки». Коленом обычно пытаются дать под зад – тогда оно злое, а белое, потому что занимались этой деятельностью люди в белых халатах – врачи. Колоть вены их любимое занятие, когда надо ввести психотропный препарат, ослабляющий волю человека.
В финале песни автор сравнивает свои пробы пера с такими ничего не значащими предметами, как скрепки, вилки и даже дырки от бублика. Но Цой чувствует в себе внутреннюю силу и энергию, поэтому надеется, что вскоре ему на помощь придут тракторы, то есть более серьезные и глубокие идеи. В дальнейшем он будет размышлять о предназначении человека на этой земле, о высокой звезде – цели, которая зовет в путь, о существовании вечного Солнца и о сложном поиске каждым своего места под ним.
В итоге, уверен автор, творческая копилка наполнится – так оно и случилось. Наследие Виктора Цоя очень велико – хотя не так много он успел сделать за свою короткую жизнь. Но его творчество никак ни назовешь алюминиевыми огурцами, скорее, это золотые яблоки в серебряном резном украшении, что значит – слова, сказанные вовремя, как гласит библейская книга Притч.
Тексте песни Кино – Алюминиевые огурцы
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да-а
Ведь я
Сажаю алюминиевые огурцы,
На брезентовом поле.
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда»,
Но я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежд тайну разгадать,
Зачем я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле
Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда,
Где я
Сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле