Вороная лошадь

Вороная лошадь. Описание, виды, уход и цена вороной лошади

Вороная масть лошадей – явление, как ни странно, достаточно редкое. Их отличает черный волосяной покров, темная кожа и карие глаза. Во все времена великие цари и прославленные полководцы предпочитали ездить на вороных. За ними всегда тянулся шлейф разного рода мифов и легенд.

Общая характеристика вороной масти

Термин «вороной конь» встречается только в русском языке, на других же он звучит как «чёрный». Если вспомнить, как выглядит воронье крыло, станет понятно, почему именно так названа эта масть. Ворон не просто угольно-чёрный, его перья имеют красивый синий отблеск. У вороных коней шерсть на солнце тоже переливается, блестит и кажется иссиня-чёрной.

Вороным лошадям свойственны признаки:

  • угольно-чёрная грива и хвост;
  • карие глаза;
  • тёмный пигмент кожи.

Внимание! Вопреки распространённому мнению, роговой слой копыт у этих скакунов необязательно должен быть чёрным. У некоторых особей он серый.

Вороные жеребята рождаются с неравномерно окрашенной шёрсткой бурого оттенка, но с возрастом цвет меняется на угольный. При линьке даже у взрослых особей волосяной покров становится неоднородным и тусклым. Учёные считают, что красота и блеск шкуры напрямую зависит от качества питания и условий содержания животных.

Вороные кони в культуре

Негативное отношение к вороным коням было в Средневековой Европе. В эпоху расцвета христианства все черное носило дьявольское значение. Всадника Апокалипсиса, несущего смерть, изображают верхом на черном коне, реже всех четырех описывают с такими лошадьми. Это послужило развитию негативного отношения к черной лошади и ассоциации ее со смертью. Поэтому породу чаще других использовали для работы в упряжке катафалка.

А культуре Восточной Европы и Азии вороной конь всегда имел противоположное значение. В славянских племенах черная лошадка символизировала бодрость и необузданную энергичность. В кочевых племенах черная масть означает власть и силу. Преподносимая в дар вороная лошадь показывала высокое уважение. По легендам восточных народов вороной конь оберегал от зла и болезней. В Японии таких лошадей приводили к храмам, чтобы вызвать дождь. В африканских государствах коней темной масти считают символами красоты.

Появление вороных коней в мифах и сказаниях народов:

  • в древнегреческом эпосе Меланиппа, предсказавшая судьбу богов, была преобразована в черную лошадь;
  • в канадском фольклоре появляется дьявол в обличии коня;
  • в шотландских сказках рассказывается о черных и рыжих лошадях, похищающих детей;
  • в британских сказках гоблины принимают облик коня для обмана и запутывания людей.

В славянской, а позже и русской культуре отношение к вороным коням было неоднозначным. С одной стороны у животных был большой почет, а с другой, их побаивались. Второй вариант обычно связывают с влиянием христианской культуры, так как у древних славян чаще проскальзывает положительное отношение – черный конь означает приход ночи. Но встречается и описание огнедышащего вороного коня, выходящего из пучины морской, дабы покарать людей за грехи.

Выражение «вороной конь» порой означает силу и выносливость, необузданный нрав. В древности люди приписывали масти большое значение, оказываемое на темперамент, верховые и рабочие качества. Черный цвет ассоциировался со своенравностью, силой и непокорностью. Поэтому часто русских богатырей изображали верхом на вороном коне, сражающимся с ордами кочевников-завоевателей. Самым простым объяснением любви людей к вороным коням является их красота (как можно убедиться по фото), ведь от блистающей черной шерсти на солнце нельзя оторвать взор.

Отражение в культуре

Черный цвет всегда ассоциировался с мистикой, загадкой, тьмой, ночью, потусторонними силами. Конь угольной масти фигурирует в культурах разных народов и в произведениях классиков.

На Древней Руси это животное ассоциировалось с силой и удалью, свободой и бесстрашием. Наши предки почитали и немного побаивались коней вороной масти. Непокорный, крупных габаритов скакун был верным товарищем героям легенд и сказаний — богатырям. Но и наездники из диких степей тоже совершали свои набеги на вороных конях.

На картине Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» изображен богатырский конь угольной масти. На нем восседает Илья Муромец — центральный персонаж композиции.

Это герой многих былин и сказок. За образом мифического персонажа стоит живой человек, которого так и звали. Илья Муромец прославился как умелый и храбрый воин. Долгие годы он честно нес ратную службу, защищая Родину от врагов. Его имя ассоциируется с мужеством, отвагой, богатырской мощью. Художник «дал» Илье коня черной масти потому, что скакун должен быть под стать хозяину и нравом, и внешним видом. В былинах образ описан так: «А конь под Ильей — лютый зверь».

У восточных народов черная лошадь была символом власти и силы. Считалось, что животные такой расцветки защищают своего хозяина от злых духов и порчи. Коня почитали и уважали. Ему приписывалась способность исцелять любые болезни, даже самые тяжелые. Если вороной скакун преподносился в дар другому человеку, то это означало выражение глубокого почтения, уважения и доброжелательности к принимающему подарок.

Японцы в древности считали, что конь черного окраса способен вызвать дождь. Когда страну настигала засуха, проводился специальный религиозный ритуал с участием этого животного. Народы Африки считают вороного совершенным созданием, символом чистой и абсолютной красоты.

В Европе к лошадям угольной масти было отрицательное отношение. В шотландских сказках черные кони похищали маленьких детей. В английском фольклоре облик вороного жеребца принимали гоблины — злобные существа, вредящие людям. У европейских переселенцев в Канаде сложилась легенда, в которой дьявол принял обличье коня со смоляной гривой и огненными глазами.

В эпоху Средневековья вороным лошадям приписывалось демоническое происхождение. Они ассоциировались с дьяволом, адом, злобой, ненавистью, болезнями и лишениями, безумием, смертью. В те времена вороных коней можно было встретить в упряжке повозки, перевозящей мертвых.

Священники католической церкви утверждали, что Всадники Апокалипсиса ездят на скакунах этой масти. Европейцы испытывали перед этими грациозными животными ужас. Крестьяне и горожане, завидев коня, спешили спрятаться в любое укрытие. Они читали молитвы и просили высшие силы о защите от демонического создания.

У Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» тройка вороных уносит Воланда и компанию по звездному небу. Толкин «наградил» вороных наездниками в лице назгулов — слуг Саурона, в прошлом королей человеческого рода. В мистических произведениях «Всадник без головы» и «Сонная лощина» упоминается лошадь черного цвета. Название «Конь вороной» носит книга революционера и террориста Бориса Савинкова. Этот образ встречается в песнях и романсах. Среди эстрадных исполнителей, упомянувших масть в своем репертуаре, можно назвать Ивана Кучина, Вику Цыганову и Надежду Бабкину.

Буцефал, конь Александра Македонского, был угольной окраски. По легенде, никто не мог приручить строптивого жеребца, и лишь Александра он признал своим хозяином. Легенда гласит, что Буцефал погиб, защищая великого полководца от врагов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: