Аллюры лошадей и их характеристика

Аллюры лошадей и их характеристика

Способ передвижения лошади называется аллюром. Чем же отличается каждый из возможных вариантов, каковы их характеристики и по какому принципу они разделяются?

Для того чтобы всадник смог ездить на лошади ему необходимо знать все аллюры, чувствовать движение лошади, подстраиваться под ее колебания, следить за равновесием, и сохранять осанку.
Передвижение лошади характеризуется переходом одной фазы в другую:

  • Нога сначала поднимается и повисает в воздухе.
  • Другая конечность в этот момент отталкивается от земли.
  • Следующий этап – это отталкивание и передвижение.

Сколько раз копыта ударятся о землю за один период, называется темпом, их существует три разновидности: двух, трех, четырехкратные.

Еще шаг дифференцируется по длине, измеряется он с одной стороны при измерении расстояния между конечностями в момент движения. А частота шага высчитывается из их количества за 60 секунд. Существуют аллюры быстрые и медленные. Также каждый аллюр подразделяется на собранный, средний, прибавленный и свободный.

Тяжелым трудом, требующего грамотной работы тренера и усилий лошади, вырабатываются искусственные способы передвижения.

Шаг — это основа всех аллюров, именно он является началом обучения верховой езде. Фаза подвисания в нем отсутствует, он самый медленный из всех существующих аллюров, лошадь передвигается со скоростью около 7 км/час, тяжеловозы и того медленнее – 5 км/час.

Шаг лошадь делает в 4 темпа, касаясь земли одновременно двумя или тремя копытами. Лошадь передвигается диагональным способом, когда правая передняя нога опускается, тут же вперед выносится левая нога сзади. Если лошадь идет свободно, то мышцы ее расслаблены, шея немного вытягивается вперед, и голова опущена и слегка покачивается.

Свободный шаг необходим лошади, чтобы после тренировки немного расслабиться и отдохнуть, высохнуть. С него же начинают тренировку, чтобы конь смог разогреться, это первый этап обучения животного.

При собранном движении, шея поднимается, шаг становится четким, конечности поднимаются выше, поясница подбирается, если смотреть на следы, то отпечатки передних и задних ног почти совпадают.

При прибавленном шаге животное двигается размашисто, следы задних копыт, опережают передние, поясница вытягивается. При таком шаге лошадь готова по команде перейти на любой аллюр. Движение начинается с задней ноги, длина шага приравнивается к метру, а в минуту в среднем конь делает 100 шагов.

После шага — второй по скорости аллюр, он не такой быстрый, как галоп, но значительно превышает шаг. Скорость обычно около 16 км/ч., но породистые рысаки развивают ее до 20 км/ч. Рысь подходит для передвижения на дальние расстояния.

Она относится к двухтактным вариантам передвижения, ноги перемещаются диагонально, парами, то есть задняя правая переставляется одновременно с передней левой, потом момент подвисания, и опять переставляются следующие 2 ноги.

Для некоторых освоить рысь сложно, поскольку стадия подписания уже присутствует, и толчки копыт наездник чувствует явно. Для того чтобы езда была комфортной, необходимо чувствовать лошадь и двигаться в такт с ней: на толчке ног наездник понимается в седле, зависает, опускается, когда наступает следующий толчок.

Рысь существует собранная средняя, прибавленная и рабочая. Эти виды похожи между собой и отличия в них незначительны. Профессионалы быструю рысь называют размашкой, а медленную — трот. Есть еще мах и призовая рысь.

Некоторые рысаки, двигаясь этим аллюром, легко обгоняют обычных лошадей, несущихся галопом. Длина шага порядка 2 м частота ударов копыт приблизительно 150 м.

Виды аллюров

Различают естественные аллюры и искусственные. К первой группе относятся способы перемещения, присущие абсолютно всем лошадям. Это стили хода, которые даны скакуну от рождения. К ним относятся:

  • шаг;
  • рысь;
  • галоп;
  • иноходь.

Внимание! Некоторые лошади рождаются иноходцами, другим прививают умение двигаться иноходью.

Искусственные виды аллюров животные осваивают с помощью тренировок. Они используются в цирковом искусстве, а также на соревнованиях по выездке. К этой группе относятся такие стили перемещения:

  • пассаж;
  • пиаффе;
  • испанский шаг;
  • галоп на трёх ногах;
  • обратный галоп.

Специальные виды аллюров

Помимо трех естественных аллюров, существуют еще специальные.

Иноходь

Иноходь — быстрый симметричный аллюр с двухкопытным опиранием и фазой свободного полета. Конечности одной стороны одновременно опускаются и ступают на землю, а противоположная пара в это время выносится вперед.

  • Иноходь очень удобна для всадника.
  • Большинство иноходцев родом из Америки. Самые известные породы среди них это моргай, американская верховая и миссурийский фокстротер.
  • Перувийская степная лошадь, иноходец Южной Америки, отличается своеобразным выбрасыванием передних ног по дуге в стороны.
  • Американская верховая самый быстрый иноходец в мире.
  • Исландские пони знают пять аллюров — шаг, рысь, галоп, иноходь и особый, только для них характерный ход (что-то наподобие бегущего шага). Идя этим аллюром, животное может быстро преодолевать огромные пространства по неровной, кочковатой местности.

Конь Пифагор, который потерял свою любимую Девочку, притворялся «старой клячей», но все же обрел счастье

24 года назад у одной очень умной и степенной мамы-лошади и ретивого папы-коня с горячим «будёновским» нравом родился жеребёнок по кличке Пифагор. Счастливая лошадиная семья тогда проживала в месте, которое Люди называли школой Олимпийского резерва.

Жизнь Пифагора была по-настоящему счастливой. Он много гулял по заливным лугам, ел сладкую морковку и душистые яблоки, у него был свой собственный уютный дом, который Люди называли «денником». А ещё Люди обучали Пифагора разным лошадиным премудростям и хорошим манерам, называя его «очень перспективным». Пифагор не знал точно, что такое «очень перспективный», но понимал, что это хорошо и страшно этим гордился, ловил на себе восхищённые взгляды и высоко поднимал голову.

А ещё у Пифагора была своя собственная Девочка, которая его очень любила, расчёсывала его густую гриву, гладила по шелковистым бокам и приговаривала, что Пифагор у неё — Конь-Огонь. Вместе с Девочкой они часто выступали на соревнованиях, и Пифагор всегда старался побеждать, чтобы порадовать свою любимую всадницу. Они почти никогда не возвращались домой без призов и наград.

Но однажды Девочка перестала приходить к Пифагору, Люди шептались, что её больше нет: она попала в автокатастрофу и погибла. Пифагор страшно тосковал по своей любимице.

А вскоре его стали брать на тренировки другие дети. Они очень нравились Пифагору, но не могли заменить ту самую! Его Девочку! И он не хотел отдавать другим ребятишкам победы, которые могли бы достаться ей. Так что, когда Пифагора привозили на соревнования, перед самым стартом он начинал хромать и притворялся старой клячей.

Такого поведения Пифагору не простили и просто списали. В память о погибшей дочери его решили приютить Родители Девочки. Они очень старались угодить любимцу дочки, но, увы, не знали, как обращаться с таким большим животным. Пифагор жил в небольшом сарайчике, днём гулял по улицам посёлка и пробовал на вкус разные вещи, которые Люди называли «Всякая дрянь». Пифагор больше не был «Конём-Огнём» – шелковистые бока перестали блестеть, а грива и хвост спутались. Он страшно тосковал по своей прежней жизни, победам и о своем Друге.

А потом в жизни Пифагора появились Миша и Света. Они предложили Пифагору поехать в какое-то Новополье, и Пифагор согласился. В Новополье было много других лошадей и Особенных Детей, которые, в общем-то, ничем не отличались от тех детей, которых Пифагор видел раньше, разве что, некоторые из них ездили на больших железных колясках и не очень понятно разговаривали на человеческом языке. Но Пифагор их всё равно прекрасно понимал.

Света и Миша ни к чему не принуждали Пифагора, зато много рассказывали ему о Новополье, Иппотерапии и Особенных Детях, которым нужна его помощь. Со временем Пифагор оттаял, обрел новых друзей, Новополье стало его новым домом, а тоска по Девочка сменилась светлыми воспоминаниями.

Пифагор так и не вернулся к соревновательной карьере, но занимается другим очень благородным делом – служит «иппотерапевтической лошадью». Он снова обрел счастье, его вновь называют «Конём-Огнём» и ставят на занятия с самыми «тяжёлыми» детьми. Речь, конечно, не о весе — Пифагор очень мощный и сильный конь, поэтому может брать на спину сразу двух всадников: ребёнка, который не может самостоятельно удержаться в седле, и инструктора-иппотерапевта. Пифагор очень хорошо чувствует особенности своих маленьких всадников и подстраивается под них.

В свободное от Службы время Пифагор с большим удовольствием выступает в «конном театре» и всегда неизменно срывает овации. Лучше Пифагора артиста нет! Сейчас Пифагору 24 года или, в переводе на «лошадиные», 72 года. Возраст очень даже солидный! Но Пифагор активно работает и не просится на пенсию. Кстати, поговорка: «От работы кони дохнут», – неправильная! Скорее, наоборот: «Без работы кони дохнут!». Коню обязательно нужно двигаться, иначе он очень быстро зачахнет, и наш Пифагор — тому прямое доказательство.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: